Previous Entry Share Next Entry
Новогоднее путешествие в Архангельскую область.Часть I
qzmn


Предлагаю вашему вниманию путевые записки сделанные в ходе зимнего авто-путешествия в Архангельскую область в новогодние праздники 2010.



Вследствие ошибки метеорологов или природной аномалии, вместо обещанных -13 -17С температура опускалась до значительно более низких отметок. Это повлияло на общее количество фотографий их получилось значительно меньше, чем ожидалось. Снимать было реально холодно и мои старенькие аккумы высаживались за 2-3 кадра в -39С. Зато долгими зимними вечерами в теплом жилье мне удавалось писать дневник поездки. Поэтому фотографий в отчете будет мало, а текста много:)

Напомню, что много красивых зимних фотографий удалось сделать 2 года назад во время путешествия по северным городам под кодовым названием NY Nordic Express



Вкратце о маршруте и целях.

Маршрут следования: Москва-Вологда-Прокшино-Каргополь-Вершинино-Архангельск-Онега-Каргополь-Пудож-Вытегра-Липин Бор-Череповец-Москва (3700км). Машина Ниссан пикап NP300, зимняя шиповка 31”. На борту anna_laxmi и я.


Пройденный маршрут на карте



Все дороги федеральные, не считая пары отвороток. Качество приемлемое. Но есть один нюанс. Это участок федеральной трассы Р1 Прокшино-Солза, который соединяет трассу Вологда-Вытегра и дорогу на Каргополь. Это 40 км лесовозной дороги петляющей по глухим лесам Вологодчины. Летом там можно ехать на внедорожнике, зимой, когда укатано – на недоприводе, если не жалко. Местные там не ездят. Это самая прямая и самая сложная дорога в Каргополь. Посему ее и выбрали, но об этом дальше.



Цели поездки: окунуться в настоящую зиму, увидеть много белого снега, встретить Новый год, ознакомиться с западной частью Архангельской области и городом Архангельск, посетить Кенозерский национальный парк, посмотреть на деревянное зодчество повсеместно сохранившееся в тех краях.

Почти все жилье было забронировано из Москвы, чтоб не тратить время и деньги на его поиски в поездке. Цены на жилье варьировались от 250 до 800 р. с человека за ночь.





Итак, дорожные записки:

Москва - Ярославль

Выехали из Москвы шел дождь. К Ярославлю дождь не прекратился, машина обрела ледяной панцирь, так как на ветру вода обмерзала. По дороге видели, как крутило другие машины и убравшуюся с трассы Оку. Состояние дороги отстой.
В Ярославле была перекрыта основная улица, и все ехали разными объездными путями. Мы пытались по началу тоже объезжать ее, но гармин все равно предлагал на нее вернуться. В результате мы все таки выехали на перекрытую улицу вместе с пассажирским и технологическим транспортом, которому там ездить разрешено. Тут же были остановлены гайцем и осчастливлены квитанцией на 100р за проезд под кирпич, который пожелал остаться незамеченным.


Ярославль - Вологда

Выехали из Ярославля. Дождь не прекращается, температура падает. Дворники замерзли и могли только тереть своей обледенелой резиной по льду, намерзшим на лобовое. Периодически останавливаемся отдирать лед от лобового. С неба продолжает капать ледяная вода или даже водянистый лед. Ближе к Вологде, когда совсем стемнело, меня начало зарубать. Останавливаемся, я пытаюсь спать, перелез на заднее сиденье пикапа. Полежал минут 20, не уверен, что спал. Едем дальше, перед самой Вологдой дождь превратился в густой снег. В Вологде очень много снега на дорогах, едем на полном приводе, иначе очень сложно маневрировать. Поели в кафе. Время 8 вечера. До Каргополя, куда планировалось доехать за сегодня, 330 км дороги со спецучастком, либо 400 ровной по М8. Выбираем сложную и короткую.


Вологда - Каргополь

Едем на Вытегру. Снега на дороге немеряно. Пробито только по одной колее в каждую сторону. Видим улетевшую шестерку, моргающую аварийкой из кювета. Останавливаемся дергаем. С первого раза шаха выехала. Катим дальше. На пол пути к Вытегре колея остается одна, разъезжаюсь со встречкой сворачивая в 30 см снег лежащий на дороге. Видим улетевшую на обочину Волгу. Дергаем. Раза с 5го достали. Сворачиваем на пресловутую Р1 по указателю на Архангельск. Трасса первое время не намного хуже чем та, с которой свернули. Снег лежит, но его не много. Никто не ездил. Проехали некую деревню и дорога стала больше походить на лесовозную с припорошенным следами от Шишки (ГАЗ-66) или Урала. Едется пока нормально но уже на полном приводе. Объезжаем адский заледеневший лесовоз, стоящий на дороге. Прошли еще одну деревню, где, кстати, и видали Шишку. После нее ДАВНО никто не ездил. Отъезжаем пару км от деревни и после двух деревянных мостов машина отказывается брать горочку из-за глубокого снега. Печально. По карте мы ровно посредине спецучастка. Обратно ехать в лом, к тому же это будет адский крюк через Вытегру и Пудож. Сдуваюсь до 1.3, отогрев зажигалкой ниппеля. Машина поехала. Идет тяжело. Основная задача разогнаться до третьей пониженный и идти на глиссировании, иначе машина зарывается и не едет. Бампер частенько черпает снега, его отбрасывает на капот и лобовое, ни хрена не видно. Давно еще обледеневшие дворники тут бесполезны. Пытаюсь смотреть через открытое боковое окно. Тут тоже не айс. Далеко не все видно и в морду бросает снег из под колес. Так и едем по узкой петляющей заснеженной по ступицу федеральной трассе по дремучему лесу почти наугад. Хорошо хоть бревна поперек не лежат. 20 километров такой жести и мы в Архангельской области. Перед нами ровный как стол грейдер. Но и по нему тоже давно никто не ездил. Снега см 30 но он рыхлый, можно разогнаться км 60 в час. Ощущения как на лодке - плывешь по белой реке со снежными волнами. Через некоторое время на встречу мчит микрик. Разойдясь встали в его следы и уже валили 80 раскидывая снег. В 4 утра прибыли в Каргополь, заселились в гостиницу Каргополочка и тут же срубились спать.

На утро я пошел срубать топором десятки килограммов льда намерзшего на днище автомобиля после вчерашних упражнений. Затем мы позавтракали и поехали смотреть полоскальню на реке. Это одна из достопримечательностей города. На берегу реки стоит сарай с проделанными отверстиями в полу, внизу течет вода. Народ, лишенный водопровода в доме, ходит сюда полоскать белье.


Полоскальня в Каргополе.





Внутри.











Потом заехали поглядеть церковь в Саунино, что в 5 км от Каргополя, правда уже в сумерках.






Каргополь - Вершинино.

Едем в Вершинино. Вершинино - это административный центр Кенозерского парка и одна из немногих деревень в парке, куда ведет автомобильная дорога. Трасса Р1 уже расчищена и довольно ровная, можно ехать 80-90. Свернули на Вершинино по указателю. Проехали платный (100р) понтонный мост через Онегу и покатили далее, обогнав ВАЗ. Но первый крутой поворот я пропустил и узнав, что авто не тормозит вааще, улетели в кювет сбив снежный сугроб и повиснув брюхом на нем. Догнал мужик на ВАЗе. Вышел, сказал, что дорога вся в поворотах а дальше ваще серпантин и гонять тут нельзя, и если он встретит лесовоз то скажет, что мы сидим тут. Я пока откапывал пикап и почти его уже откапал, как спустя полтора часа появилась первая машина – головастик. Он молча подъехал и сдал задом, чтоб дергать. Раза с 5го выдернул моим танковым тросом. Предупредил о сложной дороге впереди. Далее уже ехали очень осторожно, знаки 30 и 20 рекомендуется соблюдать беспрекословно, ибо можно нехило улететь в реку или еще куда. Добравшись до Вершинино мы заселились в заранее забронированную избу с двумя печами. Теперь немного отдыха.



Вершинино – Филипповская – Усть-Поча - Вершинино.

С утра пошли прогулятся по Вершинино. Это центр Плесецкого сектора Кенозерского парка. Деревня стоит на мысу выдающимся в Кенозеро.



По деревне ездили люди на санях.




Стояли запряженные лошади.





Это гостевой дом, в который мы вчера заселились.




Затем мы зашли в администрацию парка, заплатили за жилье и отказались от навязывания экскурсионных услуг. Здесь в Вершинино находиться красивая часовня на горе. Лезем на гору к часовне. Снега местами по колено.


Часовня в Вершинино.












Поснимали со всех сторон часовню и, отоварившись в очень неторопливом местном магазине, поехали в Филлиповскую. Это деревня в 20 км от Вершишнино, где находится древний храмовый ансамбль из двух деревянных церквей и шатровой колокольни. Дорога в Филипповскую - снежный неукатанный серпантин, ехать интересно, главное не торопиться.




Иногда по обочинам стоят машины местных. Народ рубит в лесу елки к Новому году.

Доехали до Филипповской. Первое ощущение - архангельская заброшка.




В конце деревни виднеются высокие по местным меркам церкви и колокольня. Архитектура отреставрирована и окружена забором из толстых бревен.








Снимаем дома вокруг. Большинство нежилых, картина обнадеживающая




Один дом все же таки жилой – мы видим идущий из трубы дым, а затем из дома выходит мужик и уезжает на УАЗике. Мы возвращаемся к машине и едем в Усть-Почу. Это еще одна соседняя деревня, куда есть автодорога. Тут обитает местный мастер плетения по бересте и имеется сувенирная лавка. Затариваемся сувенирами и едем дальше до конца деревни. Усть-Поча стоит на озере Свиное. Отсюда совсем рядом до заброшенной деревни Глазово, куда мы хотим сходить на следующий день на лыжах. Выхожу смотреть на озеро. Из ближайшего дома выходит мужик с собачкой. Спрашиваю, далеко ли до Глазово, в администрации парка сказали, что ближе идти отсюда, чем от Вершинино. Мужик говорит, что не далеко, 4 км до Рыжково, а там рядом, только надо идти вокруг острова, т.к. лед там плохой, пару недель назад 2 перца на мотоцикле провалились, один всплыл, а второй не успел, недавно хоронили. Вообще мото тема в Кенозерье раскрыта. В январе с дико заснеженными дорогами народ активно ездит на мотоциклах двухколесных и с колясками. И мороз в -25С им нипочем.

Усть-Поча.





С мужиком попрощались и покатили обратно в Вершинино. По пути вытаскиваем адский опель-недопривод с пробитым глушаком без номеров на летней резине из сугроба. Вернулись в дом – печи горячие. В топках краснеют угли. Протопили.
Обедаем и я иду расчехлять и проверять лыжи взятые специально для завтрашней прогулки в Глазово. На улице мороз и яркая луна. Появляется идея сходить до часовни, где были с утра, и поснимать ее в ночи. Идем к часовне. На улице мороз, но безветрие, поэтому идти не холодно.

Вершинино в свете Луны








Доходим до горы с часовней, залезаем наверх. Мороз и луна – чудесная ночь, но стоять прохладно, Температура, походу, ниже -20. Снимаю часовню при свете луны, снимки получаются как в солнечный день.













Возвращаемся в избу и ложимся спать, завтра идти на лыжах в Глазово.


Лыжная прогулка в Глазово.

Ранний подъем, завтрак, собираемся. На улице ярко-красный рассвет, облаков нет, день будет ясным. Почти из всех труб валит дым, народ топит. Выходим на улицу – бодрит. Решили идти из Вершинино, чтоб не ехать в Усть-Почу. Встаем на лыжи и вперед. Нас ждет 15ти километровая лыжная прогулка.


Морозное утро в Кенозерье



Доходим до берега Кенозера. На берегу стоит трактор Беларусь с прицепленной бочкой и качает воду из проруби для нужд деревни. На другом берегу видно часовню.
-Это Немята, спрашиваю я. -Да Немята, отвечает тракторист. -А дорога на Рыжково левее деревни? – Да, левее.

Идем на Немяту по заснеженному льду. Увидели вешки для снегохода, свернули на них, там идти проще и спокойнее, особенно после рассказов об утонувших на мотоцикле. Перешли озеро, забрались на берег и осмотрев часовню пошли далее к дороге на Рыжково.

Немята. Очередная нежилая деревня на берегу Кенозера




Часовня в Немяте.





Дорога была прокатана сегодня снегоходом, поэтому идти было просто. У Лакшми все время мерзли руки в рукавицах, поэтому она постоянно останавливалась, а я ее ждал.

На страже полярных рубежей.





Тем временем нас обогнал местный чувачек бодро шедший по дороге. Я уточнил, верной ли дорогой мы идем и получив утвердительный ответ, мы пошли дальше. Пройдя 4 км по лесу мы были в Рыжково. Деревня не большая, но часовня имеется. Проложено несколько тропинок и следы от снегохода. Спускаемся через дворы к озеру Свиное и перейдя его оказываемся в Глазово.




Тут находиться с моей точки зрения одна из самых живописных часовен Кенозерья. Маленькая, изящная, рядом растут 3 сосны, а по бокам два холма, с заброшенной деревней на одном из них. Фотографирую часовню. Залезаю на башню, снимаю оттуда заброшенную деревню.

Часовня в Глазово.










Вид с часовни на нежилое Глазово.




Спускаюсь. Пьем чай из термоса. Стоять оказывается невыносимо холодно. Начинают замерзать пальцы ног и рук. Последний рывок на холм, чтоб снять часовню со стороны деревни и бегом обратно – очень холодно. Нос примерзает к экрану фотоаппарата, руки примерзают к объективу.


Зима, Луна, Глазово, ОЧЕНЬ холодно.




Добежали обратно до Вершинино. Отогревшись в избе залезаю в инет с телефона и выясняю, что весь день на улице было – 30С. Знали бы это с утра, пересмотрели бы поход или значительно сильнее утеплились перед выходом.

UPDate от anna_laxmi:
"у меня не просто мерзли руки. руки у меня всегда зимой мерзнут. когда я вышла из дому, сразу поняла: "мороз!", думаю: "согреюсь на ходу" - а мне все холоднее и холоднее... одела уже кузмановскую пуховую жилетку поверх куртки - не фига не помогает. дошла до Глазово". "все", - думаю, - "вон в Рыжково дым из избы - щас к ним за самогоном и никуда отсюда не пойду до лета")))) но на обратном пути пришло втрое дыхание - я согрелась и втопила до дома - прибежала - снимаю намордник - от дыхания на крылья ноздрей намерзли сосульки, как клыки - ЖЕСТЬ - сосули оторвала - нос распух по бокам, болит - после небольшой паранои насчет обморожения 4-ой степени я успокоилась))))) оказалось все-таки всего навсего первой,и я с радостью обнаружила, что зато насморк выморозило напрочь))))"

Читайте продолжение в следующей части




Привет помнится ты сменил Джимаса на ниссан нп 300? Нужна твоя консультация... Аська? Скайп? Почта?

в личку ответил

Сильно, молодцы. Честно прочитал весь текст, очеьнь интересно :)

Спасибо!
я спецом писал так, что можно было еще и читать:)

Очень красивые фотографии! Спасибо! Теперь надо не пропустить продолжения.
А фото боевого пикапа будет где-нибудь?

Пикап не особо боевой, абсолютный сток, не считая защит снизу)
Может найду с ним какую нить карточку.

ждем продолжения

Очень красиво и интересно!

Отличный отчет! Жду продолжения.

А с дизелем проблем не было?

Об этом в следующей части

Понравился рассказ, особенно фотографии. Обсуждаем его у нас на Северном форуме.
http://sanatatur.ru/forum/viewtopic.php?p=193383#193383
Заходите в гости

Re: Привет!

Заходил к вам перед поездкой. Изучал наличие дорог на Онежском п-ве.
Спасибо за приглашение, сейчас занят второй частью рассказа:)

Андрей, спасибо за прекрасный отчет.

Было бы неплохо, если бы Вы выложили его (вместе с продолжением) в сообщество arkhangelsk. :)

Хороший рассказ и отличные фотографии! Читается на одном дыхании

велкам во вторую часть)

Часовня в лунном свете, вот елки-палки. Так надо снимать зиму, точно, на темном фоне. Хватаю, бегу... Вспоминаю про копирайт, остаюсь дома - все равно новолунье :)))
Остальное видно что приморожено.
Молодцы.

мерзнет мозг и конечности
ну и техника тоже)

Очень красиво!

класс! отличное путешествие вышло!

офигенно! еще бы фотографий той дороги ужасной добавил, мне такое интересно
зы: а расскажи параметры ночных снимков? они у тебя просто зе бест

Фото ужасной дороги нету с сожалению. Там уж не до фотика было, я ж еще и машину вел)

По ночным все просто. 400 исо, чтоб побыстрее снималось, штатив и все) Дырка 5,6 вроде бы

Прочитал обе части на одном дыхании. Молодцы. Супер.

Шибздец! :)
Вы - крутяки!
Я вторую зиму мечтаю прийти как лох в магаз и затаритьс обычными беговыми лыжами, что б пробежать кружочек хоть в парке за домом, а вы аж по лесам Архангельским промчались!
Так держать! :)

Лыжи - весчь
покупай скорее, оч полезная штука.

?

Log in

No account? Create an account